О, сколько нам открытий чудных
готовят
просвещенья дух,
и опыт – сын ошибок
трудных,
и гений – парадоксов друг.
А.С.Пушкин.
Исследовательская
деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития
познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое
применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы
учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает
положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я
познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания
применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников
исследовательской деятельности.
Мой опыт
работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов
обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе
исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются
способами и методами познавательной и учебной деятельности.
Общеизвестно,
что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с
помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой
исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как
пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его
изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он
не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие
методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для
развития личности ребёнка.
Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников
жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в
поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду
деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный
вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы
научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и
конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить,
что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного
творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в
условиях ограничения детей во времени.
Развивают поисковую активность разные формы деятельности.
Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности
самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном
показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от
подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ
заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения,
самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.
Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение
работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал,
умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные,
умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение
свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого
ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.
Можно включить
в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий
уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых
ситуациях. Какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?
1) На уроках развития речи большое внимание уделяется
языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи
учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом
текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать
информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать
собеседника, выстраивать свое высказывание.
Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и
литературы способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи,
связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются
орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников. В процессе
такой работы реализуются межпредметные связи, учащиеся знакомятся с
изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств,
воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.
2) Планируя уроки русского языка
в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые
создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу
духовного общения
-самостоятельная исследовательская
работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.
3) Большое
значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков
самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к
словарям, целесообразнее воспитывать на
базе ситуативных задач. Например:
Представьте,
что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью.
В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании
текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати.
Используйте для проверки словарь.
4) Уроки – путешествия, ролевая игра
представляют собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Например, учащиеся дома готовят самостоятельно
вопросы по данной теме , а на уроке они
выступают в роли учителя и задают их
своим одноклассникам. Задания – упражнения направлены на закрепление и
совершенствование полученных знаний и навыков, где требуется и самостоятельная
исследовательская деятельность по определенной теме урока .
5) Задания,
содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.
Цель таких
заданий – будить детскую любознательность, побуждать желание заглянуть за рамки
учебника, формировать активное отношение к процессу познания.
Изучение русского языка как
национального достояния способствует духовно-нравственному становлению
личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого
ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная
деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование
личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное
содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство
получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для
размышлений и глубоких переживаний.
В своей
практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной
деятельности:
1.
Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека»,
тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе
параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным
обобщениям по предложенным проблемам.
2.
Разнообразие жанров уроков:
-уроки-исследования. Тема
«Неопределенно-личные предложения» 8 кл.;
- творческие проекты. Темы: «Поэты пушкинской поры», «Родные и близкие в
изображениях А.С.Пушкина».
- ролевые игры. Тема: «Суд над
Андрием. (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)». Форма работы: судебное
заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон
обвинения, защиты, свидетелей;
- открытые мероприятия по предмету – литературно-музыкальные композиции.
(подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения,
оформление урока иллюстрациями);
- анализ характеров литературных
героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление
высказать свои мысли.
3.
Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
4. Работа
над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.
5.
Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
6.
Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался,
в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени
поднял в творчестве.
7.Литературные
марафоны. Предлагается такая форма проверки знаний по самостоятельному чтению и изучению
материала о писателях и их произведениях.
Литературное образование учеников не ограничивается только
учебными занятиями, сюда можно отнести и внеклассную работу.
Целью внеклассной работы является побуждение учеников к
самообразованию, к самостоятельному поиску знаний.
В зависимости
от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на
следующие виды:
1. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории,
философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность
гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу
явлений искусства и жизни. Например: «Удивительное поколение – герои 1812 года»
(о Василии Норове) – литература и история. Исследовательский проект «Откуда
есть и пошла письменность» - русский язык , история, литература.
2. Работы,
посвященные писателям, поэтам, знаменитым людям, чьи судьбы связаны с историей села,
района, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения
эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический
портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме
художественно-публицистического очерка. Например: ««Его
стихи остались с нами» (о творчестве местного поэта Е.П.Шумарина), «Певец
кубанского казачества» (о творчестве В.И.Лихоносова) , «Жизнь и творчество
Н.К.Морозова» и др.
Работы по всем этим темам были представлены на школьных,
районных и областных конкурсах и заняли призовые места.
Исследовательская
работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает
решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы
приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает
читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой
профессиональный выбор.
Каким бы ни был
объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема
позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь
исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным
произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный
мной за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в
области литературы позволил выработать алгоритм действий при написании
исследовательской работы.
Очевидно, что характер решения
исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков
по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем
глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается
старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное
восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации
прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по
литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих
качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение
знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство
самостоятельной деятельностью старшеклассника — сложная, педагогически
продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается
прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие
рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную
литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в
группе.
Учитель консультирует школьника,
помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется
черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются
соответствующими сносками. Результаты проведенного исследования оформляются в
следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и
выступлений.
Большую трудность школьники
обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке
доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании
материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления,
которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция
доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок
из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и
готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства,
которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.
Презентация работы проводится на
уроке.
Такая серьёзная работа на уроках
русского языка и литературы и вне урока воспринимается
старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и
как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и
самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных
умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на
конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы
общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта,
необходимого будущему студенту.
По завершению работы ученикам предлагается заполнить
анкету. Вопросы анкеты подталкивают исследователей подвести итог своей работы
не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности
исследовательской деятельности для собственного развития.
1) Чему Вы
научились, занимаясь исследованием? Что узнали?
2) Где и как Вы
можете использовать полученный опыт?
3) Что Вам больше
всего принесло удовлетворение в работе?
4)Что было трудно?
5) Как изменила
исследовательская работа по лингвистике
Ваше отношение к изучению русского языка?
По сравнению с
рефлексией в научном исследовании в учебно-исследовательской работе более важна
рефлексия не на продукт научного вклада исследования, а на результат – какие
личностные качества открылись, какие способности, навыки появились в результате
учебно-исследовательской работы.
Использование технологии исследовательского метода
ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и
на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие
познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка.
|