Понедельник
29.04.2024
09:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Сорокиной Галины Евгеньевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [2]
Мероприятия [8]
уроки русского языка [3]
уроки литературы [6]
работы учеников [6]
ГИА 2014 по русскому языку [1]

Я в Интернете
http://www.proshkolu.ru/user/GS07111/ - прошколу http://www.uchportal.ru/index/1 - учительский портал sar-ped-ob.3dn.ru - Педагогическое общество России.

Статистика
Банк Интернет-портфолио учителей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » уроки русского языка

Урок русского языка в 7 классе " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».
[ Скачать с сервера (28.9 Kb) ] 11.09.2019, 09:12

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: « Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».

 

 

Учитель: Сорокина Г.Е.

2019г.

УМК: «Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.

Цели:

1) углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о простом предложении с однородными членами, о структурном различии простого и сложного предложения.

2)развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

Планируемые результаты:

Предметные:

развивать умения отвечать на вопросы, редактировать тексты, анализировать.

Метапредметные:

личностные: развивать умения давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания».

Познавательные:

формировать умения структурировать знания, читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы.

Регулятивные:

развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

1. Организационный момент.

Запись даты, вида работы.

Классная работа

2. Актуализация знаний.

1)Создание проблемной ситуации.

2) Целеполагание.

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет вам сформулировать задачу на этот урок.

Перед вами распечатанный текст – это грамматическая сказка. Прочитайте её выразительно.

Грамматическая сказка. ( Распечатать)

                                                          Бродячий цирк

Жили – были в королевстве Пунктуация слова. Их было так много, что, когда они собирались вместе поговорить о своих государственных делах, поднимался страшный шум и гам.

        Но вот однажды в королевство пришёл бродячий цирк знаков препинания – Пунктуация. Весело плясали на канате Кавычки, Восклицательный знак жонглировал Точками, а Вопросительный важно выступал во фраке с тоненьким хлыстиком (он был дрессировщиком непослушных Тире).

       В кассе цирка билеты были проданы задолго до представления. Слова с удивлением смотрели на высокие фокусы двоеточия, радостно хлопали гибким скобкам. Очень полюбился словам цирк, а старый и мудрый Словарь даже попросил артистов остаться погостить в королевстве.

       Как – то собрались слова по привычке на площади и гостей пригласили на своё общее собрание. Ходят артисты между словами, прислушиваются, приглядываются, каждый останавливается там, где ему понравится. И вдруг все с удивлением заметили, что неразбериха исчезла, слова образовали чёткую, законченную мысль благодаря присутствию знаков препинания.

      С тех пор слова и знаки поняли, что нельзя им друг без друга жить.

 

- О чём говорится в этой сказке? (О знаках препинания. )

- Сформулируйте основную мысль. В каком предложении выражена основная мысль? ( В предпоследнем.) Согласны ли вы с ней? (Ответы учащихся.)

- О каком разделе науки о языке говорится в тексте? ( О Пунктуации.)

- С каким разделом науки о языке неразрывно связана Пунктуация? ( С Синтаксисом.)

- В чём заключается эта связь? ( Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях). Чтобы наглядно увидеть эту связь, давайте выполним синтаксический разбор предложений, начертим схемы.

Синтаксическая пятиминутка.

1) Слова с удивлением смотрели на высокие фокусы двоеточия, радостно хлопали гибким скобкам.

2) Очень полюбился словам цирк, а старый и мудрый Словарь даже попросил артистов остаться погостить в королевстве.

3)И вдруг все с удивлением заметили, что неразбериха исчезла. (Слайд )

- Выделите в предложениях грамматические основы. Как связаны простые предложения в сложных? Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных? Над союзами надпишите, какие они: сочинительные (с) или подчинительные (п). ( Повторение ранее изученной темы «Союзы сочинительные и подчинительные». Предложения связаны при помощи сочинительного союза а (сложносочиненные) и подчинительного союза что (сложноподчиненные)

- Давайте поиграем в игру «Третий лишний». Из проанализированных выше предложений выделите одно лишнее. Объясните, пожалуйста, свой выбор.

 ( В предложении под номером 1 одна грамматическая основа –простое предложение с однородными членами; в предложениях под номерами 2,3 две грамматические основы – предложения сложные.)

 

- Ребята, отгадайте загадку! (слайд)

      Постоит чуть-чуть

И отправится дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку! (запятая)

 

- Почему мы сегодня говорили о пунктуации, синтаксисе, выполняли синтаксический разбор предложений? Для чего? (Ответы учащихся.)

- Определите тему и цели урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Запись темы урока: « Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».

Цель: научиться правильно ставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

3. Изучение нового материала.

1) Составление «Алгоритма постановки запятой в союзном сложном предложении»

- Как мы определяли, где нужно поставить запятую в предложении? (находили в предложении грамматическую основу и определяли их количество , находили союз, связывающий простые предложения в составе сложного; запятую ставили перед союзом).

Вывод: (слайд)

- Итак, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении нужно:

1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения.

2. Определить количество частей в сложном предложении.

3. Найти союз, который связывает части сложного предложения.

4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую.

2) Работа с учебником.

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.

Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ……….

- Откройте учебник на стр. 151, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод. (читают вслух)

3)Упр. 364 (п.). Опираясь на алгоритм, выписать из упражнения сложные предложения.

 

4. Закрепление изученного материала

1)Выборочный диктант.

Выписать только грамматические основы из данных предложений:

  1)Вдруг налетела буря с крупным градом, и разметала она всю листву.

  2)Апрельский дождь прошел впервые, и он освежил все вокруг.

-задание усложняется: заменить местоимением неоправданное повторение имени существительного:

  3)Сквозь дождь лучилось солнце,  и солнце золотило капли на траве.

  4)Вода журчала теперь под толщей сугроба, и вода набирала силу для победы весны.

2)Работа с сигнальными карточками

Задание: Определите вид сложного предложения.

1)Море шумело, и в тумане зарождался день. 2) Мы пришли домой, когда начался дождь. 3) Подует ветер, и полетят золотые листья. 4) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. 5) Птички прилетели ,и лес наполнился их пением. 6) Когда наступит осень, зарумянятся кисти рябин.

3)Выписать предложения в таком порядке: а) сложносочиненные, б)сложноподчиненные. Союзы выписать на полях.  (знаки препинания не расставлены) слайд

1)Мы соорудили кормушки  чтобы синички не голодали зимой.

2)Небо начало голубеть  а лёгкие облачка окрашивались в розовый цвет.

3)Когда мы подошли к берегу из обрыва стали вылетать береговушки.

4)Я думал что быстро найду лагерь по дыму костра.

5)Товарищи занялись ловлей рыбы потому что начался клёв.

6)Вечер был душный но окна в комнате были закрыты.

 

4)Физминутка.

«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

 

5) Графический диктант.

1)Цвели сады, и вся дорога покрылась бело-розовыми лепестками яблонь.

2)Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в круглую дыру в куче хвороста.

3)Когда мы подошли к лугу, косцы уже растянулись в длинную вереницу.

4)Всю ночь зима шила кружевные узоры, чтобы оделись серые деревья, кусты и трава.

5)Мы живём в стране, где цена человека определяется по его труду.

6) Творческие задания. (слайд)

1.Из данных предложений составьте ССП и СПП предложения.

   1) Солнце вставало. Большие валы катились к берегу.

   2) Ямщики подвязали колокольчики. Звон не привлёк внимания сторожей.

 

2)Закончите предложения, используя сочинительный и подчинительный союзы.

      Солнце светит всё ярче, …

      Настроение у всех веселое, …….

 

5. Итог урока.

Давайте подведём итог урока.

- Чему мы научились сегодня на  уроке?

- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении?

6. Выставление оценок

7. Рефлексия.

- выразите ваше настроение смайликом.

8. Домашнее задание ( по выбору):

1) параграф 61, упр.365;

2)написать сочинение «Весна пришла в наше село…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматическая сказка.

                                                          Бродячий цирк

Жили – были в королевстве Пунктуация слова. Их было так много, что, когда они собирались вместе поговорить о своих государственных делах, поднимался страшный шум и гам.

        Но вот однажды в королевство пришёл бродячий цирк знаков препинания – Пунктуация. Весело плясали на канате Кавычки, Восклицательный знак жонглировал Точками, а Вопросительный важно выступал во фраке с тоненьким хлыстиком (он был дрессировщиком непослушных Тире).

       В кассе цирка билеты были проданы задолго до представления. Слова с удивлением смотрели на высокие фокусы двоеточия, радостно хлопали гибким скобкам. Очень полюбился словам цирк, а старый и мудрый Словарь даже попросил артистов остаться погостить в королевстве.

       Как – то собрались слова по привычке на площади и гостей пригласили на своё общее собрание. Ходят артисты между словами, прислушиваются, приглядываются, каждый останавливается там, где ему понравится. И вдруг все с удивлением заметили, что неразбериха исчезла, слова образовали чёткую, законченную мысль благодаря присутствию знаков препинания.

      С тех пор слова и знаки поняли, что нельзя им друг без друга жить.

 

 

Категория: уроки русского языка | Добавил: GS07111 | Теги: Русский язык
Просмотров: 1979 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Галина Сорокина
IMG_7244.JPG

Поиск
IMG_7244.JPG

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
КАНИКУЛЫ!!!!!!!!!