Понедельник
29.04.2024
01:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Сорокиной Галины Евгеньевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [2]
Мероприятия [8]
уроки русского языка [3]
уроки литературы [6]
работы учеников [6]
ГИА 2014 по русскому языку [1]

Я в Интернете
http://www.proshkolu.ru/user/GS07111/ - прошколу http://www.uchportal.ru/index/1 - учительский портал sar-ped-ob.3dn.ru - Педагогическое общество России.

Статистика
Банк Интернет-портфолио учителей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » уроки литературы

Урок литературы в 9 классе "А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - вещи несовместные"
[ Скачать с сервера (4.69 Mb) ] 23.12.2016, 10:23

                     МБОУ-ООШ с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Учитель: Сорокина Галина Евгеньевна, 2016г.

Тема: А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”.

“Гений и злодейство две вещи несовместные”.

Цели:

  • создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
  • развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
  • формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, развитие творческих умений учащихся.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), индивидуальная (проблемный вопрос), развитие речи(составление даймонда).

Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», презентация, фонохрестоматия).

Ход урока

I.Орг.момент

                                Вступительное слово учителя 

  Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которому  прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров. Сегодня мы поговорим о «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.

 

II.Актуализация знаний.

 

1.Слово учителя.

 Из истории создания «Маленьких трагедий» 

-Замысел «Маленьких трагедий» в душе у писателя созревал не один год. Но написал их очень быстро.

1830 год. Осень. Болдино. Из-за эпидемии чумы  Пушкин целых три месяца живет  в родовом имении. Здесь-то и написаны среди множества других произведений и стихов  четыре пьесы: «Скупой рыцарь» 23 октября, «Моцарт и Сальери» 26 октября, «Каменный гость» 4 ноября, «Пир во время чумы» 6 ноября.

В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А.С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

2.Сообщение учащегося.

    Замысел «Маленьких трагедий» видоизменялся, приобретал новые очертания к 1830 году .

23 октября Пушкин закончил первую пьесу из «Маленьких трагедий» «Скупой рыцарь»

 ( в замысле называлась просто «Скупой»). В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

26 октября –завершение работы над «Моцартом и Сальери» ( по первоначальному замыслу – «Зависть»).  Можно предположить, что в «Моцарте и Сальери» нашли отражение личная судьба Пушкина и его отношения с обществом на рубеже 1830-х годов.

    В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

   «Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

III.Самоопределение к деятельности.

1.Словарная работа.

Гений – это высшая творческая способность человека.

Злодейство -  это злодеяние, преступление,  от слова «зло».

- Может ли гениальность быть вне добра и зла?

(По русской традиции принято связывать высшие творческие достижения с созиданием, с добром, а не с разрушением и злом. То есть гений - это тот, кто продвигает человечество на новую, более высокую ступень.)

2.Проблемный вопрос.

- О чём сегодня поведём речь на уроке?

(Гений и злодейство две вещи несовместные?)

     - Итак, тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные». Мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.

IV. Работа по теме урока

- Давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?

- Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?

 

1.Сообщения учеников о В.А.Моцарте и Сальери. (презентации)

2.Беседа по вопросам:

– Почему же А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта?

 (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.)

3.Анализ произведения по плану:

        а) теория Сальери;

        б) сцена со скрипачом;

        в) нарастание конфликта;

        г) крушение теории Сальери;

        д) обобщение.

 

а)Первый монолог Сальери очень значителен. Прослушайте его, а затем  мы попытаемся сделать выводы.

 (Звучит первый монолог Сальери в исполнении учителя)

Вопросы по монологу:

 –Что мы узнаем о жизни Сальери?

– Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»

 

- Какова теория Сальери?

(Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества  по законам заранее усвоенной «алгебры»).

 

- Таков ли путь Моцарта?

 (Нет, ему гений послан не в награду трудов, усердия, молений)

Сальери обращается к небу, протестует:

             Но правды нет и выше.

             О, небо! Где же правота,

             Когда священный дар,

             Когда бессмертный гений

             Не в награду

             Любви горящей, самоотверженья,

             Трудов, усердия, молений послан,

             А озаряет голову безумца,

             Гуляки праздного?

 

- Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?

 

- Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?

(Сальери видит в Моцарте разрушителя теории, воспринимаемой им как универсальный и справедливый закон.)

 

б)Сцена со скрипачом

- Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.

(Учащиеся инсценируют сцену со скрипачом)

 Слово учителя:

- По мнению Бонди, этот эпизод введен для «профанации священных предметов», для «опошления образа музыки Моцарта». Согласны ли вы с этим мнением?

(Нет, эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)

в)Нарастание конфликта   

- Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?

 

(Чтение и анализ монолога)

 

г)Крушение теории Сальери.

   (Звучит фонозапись 2 сцены).

Беседа по вопросам:

- В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?

(О том, что к нему пришел человек и  заказал Реквием)

-  Какова реакция Сальери?

(Он удивлен.)

 - Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.

-Каким предстает «гуляка праздный», «жизнелюбец Моцарт»?

- А мрачный Сальери?

«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он,  Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»

 

- Что является кульминацией пьесы?

(Исполнение Моцартом «Реквиема»- вершина пьесы не только потому, что этот «Реквием» « приводит в смятение Сальери. Он плачет:

«Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»

Но смысл исполнения «Реквиема» еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.

     Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только «гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель «Реквиема» вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить «новый Гайдн»:

    «Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу»)

 

- Сожалеет ли Сальери о содеянном? 

(Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, 
И я не гений? Гений и злодейство 
Две вещи несовместные.

Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей.)

д)Обобщение

  -  Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?

(Нет. В этой трагедии конкретное, реальное приобрело глубокий обобщающий смысл. Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом.  Имя Сальери стало нарицательным отнюдь  не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство «по убеждению».

    Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада - к гению, который сочетает в себе созидание, творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.

    

 -      Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?

(Поэт так понимает свою эпоху: когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, то  они оказывались жертвами зависти и коварства

 « толпы» или мнимых друзей с их ложной мудростью.)    

   

-   Кто противопоставлен свободному новатору?

  (Человек, который не является защитником старого, а встревоженный новым  искатель, фанатик, способный на сделки с совестью и на преступление)

   

 V. Подведение итогов урока.

1.Составление даймонда.     

VI.Домашнее задание.

     Ответы на вопросы:

1.Какие жизненные уроки дает нам изучение классики? (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)

2. Современны ли «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина?

                 

 

 

 

 

 

 

                   

Категория: уроки литературы | Добавил: sorokina | Теги: Моцарт и Сальери
Просмотров: 2141 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Галина Сорокина
IMG_7244.JPG

Поиск
IMG_7244.JPG

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
КАНИКУЛЫ!!!!!!!!!