МБОУ-ООШ с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Учитель: Сорокина Галина Евгеньевна, 2016г.
Тема: А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”.
“Гений и злодейство две вещи несовместные”.
Цели:
- создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
- развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
- формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, развитие творческих умений учащихся.
Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), индивидуальная (проблемный вопрос), развитие речи(составление даймонда).
Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», презентация, фонохрестоматия).
Ход урока
I.Орг.момент
Вступительное слово учителя
Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которому прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров. Сегодня мы поговорим о «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.
II.Актуализация знаний.
1.Слово учителя.
Из истории создания «Маленьких трагедий»
-Замысел «Маленьких трагедий» в душе у писателя созревал не один год. Но написал их очень быстро.
1830 год. Осень. Болдино. Из-за эпидемии чумы Пушкин целых три месяца живет в родовом имении. Здесь-то и написаны среди множества других произведений и стихов четыре пьесы: «Скупой рыцарь» 23 октября, «Моцарт и Сальери» 26 октября, «Каменный гость» 4 ноября, «Пир во время чумы» 6 ноября.
В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А.С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.
2.Сообщение учащегося.
Замысел «Маленьких трагедий» видоизменялся, приобретал новые очертания к 1830 году .
23 октября Пушкин закончил первую пьесу из «Маленьких трагедий» «Скупой рыцарь»
( в замысле называлась просто «Скупой»). В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.
26 октября –завершение работы над «Моцартом и Сальери» ( по первоначальному замыслу – «Зависть»). Можно предположить, что в «Моцарте и Сальери» нашли отражение личная судьба Пушкина и его отношения с обществом на рубеже 1830-х годов.
В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.
«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.
III.Самоопределение к деятельности.
1.Словарная работа.
Гений – это высшая творческая способность человека.
Злодейство - это злодеяние, преступление, от слова «зло».
- Может ли гениальность быть вне добра и зла?
(По русской традиции принято связывать высшие творческие достижения с созиданием, с добром, а не с разрушением и злом. То есть гений - это тот, кто продвигает человечество на новую, более высокую ступень.)
2.Проблемный вопрос.
- О чём сегодня поведём речь на уроке?
(Гений и злодейство две вещи несовместные?)
- Итак, тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные». Мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.
IV. Работа по теме урока
- Давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?
- Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?
1.Сообщения учеников о В.А.Моцарте и Сальери. (презентации)
2.Беседа по вопросам:
– Почему же А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта?
(Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.)
3.Анализ произведения по плану:
а) теория Сальери;
б) сцена со скрипачом;
в) нарастание конфликта;
г) крушение теории Сальери;
д) обобщение.
а)Первый монолог Сальери очень значителен. Прослушайте его, а затем мы попытаемся сделать выводы.
(Звучит первый монолог Сальери в исполнении учителя)
Вопросы по монологу:
–Что мы узнаем о жизни Сальери?
– Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»
- Какова теория Сальери?
(Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества по законам заранее усвоенной «алгебры»).
- Таков ли путь Моцарта?
(Нет, ему гений послан не в награду трудов, усердия, молений)
Сальери обращается к небу, протестует:
Но правды нет и выше.
О, небо! Где же правота,
Когда священный дар,
Когда бессмертный гений
Не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан,
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
- Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?
- Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?
(Сальери видит в Моцарте разрушителя теории, воспринимаемой им как универсальный и справедливый закон.)
б)Сцена со скрипачом
- Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.
(Учащиеся инсценируют сцену со скрипачом)
Слово учителя:
- По мнению Бонди, этот эпизод введен для «профанации священных предметов», для «опошления образа музыки Моцарта». Согласны ли вы с этим мнением?
(Нет, эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)
в)Нарастание конфликта
- Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?
(Чтение и анализ монолога)
г)Крушение теории Сальери.
(Звучит фонозапись 2 сцены).
Беседа по вопросам:
- В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?
(О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием)
- Какова реакция Сальери?
(Он удивлен.)
- Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.
-Каким предстает «гуляка праздный», «жизнелюбец Моцарт»?
- А мрачный Сальери?
«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»
- Что является кульминацией пьесы?
(Исполнение Моцартом «Реквиема»- вершина пьесы не только потому, что этот «Реквием» « приводит в смятение Сальери. Он плачет:
«Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»
Но смысл исполнения «Реквиема» еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.
Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только «гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель «Реквиема» вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить «новый Гайдн»:
«Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу»)
- Сожалеет ли Сальери о содеянном?
(Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей.)
д)Обобщение
- Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
(Нет. В этой трагедии конкретное, реальное приобрело глубокий обобщающий смысл. Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом. Имя Сальери стало нарицательным отнюдь не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство «по убеждению».
Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада - к гению, который сочетает в себе созидание, творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.
- Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?
(Поэт так понимает свою эпоху: когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, то они оказывались жертвами зависти и коварства
« толпы» или мнимых друзей с их ложной мудростью.)
- Кто противопоставлен свободному новатору?
(Человек, который не является защитником старого, а встревоженный новым искатель, фанатик, способный на сделки с совестью и на преступление)
V. Подведение итогов урока.
1.Составление даймонда.
VI.Домашнее задание.
Ответы на вопросы:
1.Какие жизненные уроки дает нам изучение классики? (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)
2. Современны ли «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина?
|