Понедельник
29.04.2024
01:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Сорокиной Галины Евгеньевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [2]
Мероприятия [8]
уроки русского языка [3]
уроки литературы [6]
работы учеников [6]
ГИА 2014 по русскому языку [1]

Я в Интернете
http://www.proshkolu.ru/user/GS07111/ - прошколу http://www.uchportal.ru/index/1 - учительский портал sar-ped-ob.3dn.ru - Педагогическое общество России.

Статистика
Банк Интернет-портфолио учителей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » уроки литературы

Урок литературы в 6 классе "Н.С.Лесков. Сказ "Левша"
[ Скачать с сервера (29.9 Kb) ] 18.01.2018, 12:23

                             Филиал МБОУ «СОШ с. Семеновка» -

           ОШ  с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области 

 

Подготовила: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

 

 

Урок литературы в 6 классе на тему «Н.С.Лесков. Сказ «Левша»

 

Цели:

Обучающие:

  • заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное понятие о сказе;
  • способствовать эмоциональному восприятию сказа;
  • научить учащихся давать характеристику герою на основе его поступков и поведения;

Развивающие:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать умение выделять главное в художественном произведении;
  • развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
  • развивать устную речь учащихся;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
  • Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение текста, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, выборочная характеристика героев, комментарии учителя.

· Оборудование урока:

· 1. Портрет Н.С.Лескова.

· 2. Иллюстрации художников к сказу «Левша».

· 3.Мультимедийная презентация к уроку.

· DVD фильм «Левша»

       

 

 

 

 

                                                   Ход урока

                                           …Он прекрасно чувствовал то неуловимое,

                                           что называется душой народа.

                                                                           М.Горький

I. Организационный момент.

II. Проверка Д/З

Чтение синквейнов по поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»

 

III. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне

- Мы начинаем творчество известного писателя  Николая Семеновича Лескова. 

                                 Обсуждение эпиграфа на доске.

- Вот это «неуловимое», «душу народа» он показал в сказе « Левша».

- Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из названия произведения  (Цель: Мы будем учиться внимательно вычитывать текст, анализировать его, обращая внимание на значимые детали, а особенно на его язык.)

                            Запишите в тетради тему.

IV. Работа по теме урока.

       Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 1.Слово учителя о жизни и творчестве Н.С.Лескова.

    Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель. В литературу он вошел в 60-е гг. XIX века. Его имя стоит рядом с великими именами Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

    «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»  принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю.Нагибин).

    Чтобы лучше узнать о писателе, посмотрите презентацию  «Жизнь и творчество Н.С.Лескова».

 

2.Определение жанра произведения.

- Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.

 Познакомьтесь с определением сказа на стр. 269.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания  и легенды;

повествование с установкой на устную речь ( от слова «сказывать»), он близок по форме к народной легенде.

    Лесков любил сказовую форму. Разговорная речь придает повествованию достоверность и убедительность. «…язык, которым написаны многие страницы моих произведений, сочинен не мною, а подслушан у мужика…», - признавался писатель.

- Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не одно и то же. В чем отличие сказа от сказки?             (работа по слайду 9)

 

- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили в сказе Лескова? (В сказе есть зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Есть повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним – такая ситуация встречается несколько раз. )

- С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)

3. Аналитическая работа с текстом.

      Цель этапа: обучение стратегии чтения.

1.Словарная работа, вопросы к главе первой

-Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего,  простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий. Исторические персонажи (Александр I  и  Платов)  показаны с  точки зрения простолюдина.)

- Когда и где происходит действие сказа?

(Действие происходит в России и Англии вскоре после войны с Наполеоном; упоминается Венский конгресс 1814-1815гг.  Поездка Александра I  с Платовым в Лондон – исторический факт)

- Сообщение ученика о М.И.Платове.

 

                         Просмотр начала фильма «Левша»

 

  - Обратимся  к первой фразе  произведения: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».   Казалось бы, рассказчик с большим почтением относиться к царю.   Однако обратим внимание на слово «проездиться». Приставка «про» придает этому слову легковесность (ср. пробежать глазами книгу, прокатиться, прослезиться и пр.).

- Зачем автору понадобилось это слово?   (Очевидно, для того, чтобы принизить фигуру царя, подчеркнуть его легкомыслие как государственного деятеля, придать его образу сатирические черты. Царь – победитель, участник европейских событий, вдруг решил «проездиться по Европе»).

 

- В сказе о левше много новых слов. Какие  из них вы можете назвать?

 

Кунсткамера – собрание редкостей, музей.

Складень – складная икона.

 

2.Словарная работа, вопросы и задания к главе второй

Двухсестная (вм. двухместная) – соединение слов «двухместная» и «сесть».

Бюстры (вм. люстры ) – соединение слов «бюсты» и «люстры».

Валдахин (вм. балдахин).

Аболон Полведерский (вм. Аполлон Бельведерский) – известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане.

Буреметр (вм. Барометр) – соединение слов «барометр» и «буря».

1.Куда приглашен был царь англичанами?

2.Смогли ли англичане удивить русского императора?

3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их значение.

Ажидация – ожидание

Выдушил – выпил

Взахался

 

3.Словарная работа, вопросы и задания к главе третьей

   Нимфозория – инфузория, т.е. диковинное

   Керамиды – пирамиды

   Дансе – танец

   Мелкоскоп – микроскоп

   Верояции – вариации

Просторечия: преламут, местится

 

 -Обратимся к предложению: «у государя от военных дел сделалась меланхолия». Здесь автор соединил стилистически несоединимые слова: просторечие «сделалась» с книжным словом «меланхолия», которое обозначает пассивное состояние души человека, нежелание что-либо делать, беспричинную грусть. Эти несоединимые слова автор употребляет с целью подчеркнуть слабость и капризность характера императора.

- Чем удивили англичане императора России?

 

                       Просмотр фрагмента  фильма «Левша»

 

4. Задание:

- Выпишите цитаты, характеризующие Александра 1 и Платова  (Изображение Александра I и атамана Платова в 1-3 гл.)

Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения. Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова выборочным чтением. Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.

Александр Павлович:

«ласковость»,

симпатии к промышленному Западу,

недоверие к собственной нации.

Атаман Платов:

резкость, недипломатичность,

противостояние западной культуре,

вера в русских людей.

5.Вопросы и задания к главе четвертой

1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?

Найдите в тексте: «Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая».

2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?

Далее учитель может обратить внимание на начальную фразу отрывка – обращения царя к Платову, которая ассоциируется с характером обращения в народных сказках, а также в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Таким образом, можно продемонстрировать учащимся связь лесковского сказа с фольклором.

3.Какое поручение было дано царем Платову?

6.Вопросы и задания к главе пятой

1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал».

Можно использовать текст в начале главы: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом».

      Итак, можно сделать вывод, что тульские мастера полны достоинства, а также уважения к своему и чужому труду. Следует обратить внимание учащихся и на окончание главы: « - Тонкой работы, - говорят, - мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».

 

V. Итоги.

- Что мы узнали сегодня на уроке?

VI. Д/З с.235-245

                           

Категория: уроки литературы | Добавил: GS07111 | Теги: Сказ, Левша, лесков
Просмотров: 1847 | Загрузок: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Галина Сорокина
IMG_7244.JPG

Поиск
IMG_7244.JPG

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
КАНИКУЛЫ!!!!!!!!!