Филиал МБОУ «СОШ с. Семеновка» -
ОШ с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области
Подготовила: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 6 классе на тему «Н.С.Лесков. Сказ «Левша»
Цели:
Обучающие:
- заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;
- дать начальное понятие о сказе;
- способствовать эмоциональному восприятию сказа;
- научить учащихся давать характеристику герою на основе его поступков и поведения;
Развивающие:
- формировать навыки выразительного чтения;
- развивать умение выделять главное в художественном произведении;
- развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
- развивать устную речь учащихся;
- расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.
Воспитывающие:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
- воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
- Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение текста, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, выборочная характеристика героев, комментарии учителя.
· Оборудование урока:
· 1. Портрет Н.С.Лескова.
· 2. Иллюстрации художников к сказу «Левша».
· 3.Мультимедийная презентация к уроку.
· DVD фильм «Левша»
Ход урока
…Он прекрасно чувствовал то неуловимое,
что называется душой народа.
М.Горький
I. Организационный момент.
II. Проверка Д/З
Чтение синквейнов по поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»
III. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне
- Мы начинаем творчество известного писателя Николая Семеновича Лескова.
Обсуждение эпиграфа на доске.
- Вот это «неуловимое», «душу народа» он показал в сказе « Левша».
- Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из названия произведения (Цель: Мы будем учиться внимательно вычитывать текст, анализировать его, обращая внимание на значимые детали, а особенно на его язык.)
Запишите в тетради тему.
IV. Работа по теме урока.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Слово учителя о жизни и творчестве Н.С.Лескова.
Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель. В литературу он вошел в 60-е гг. XIX века. Его имя стоит рядом с великими именами Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю.Нагибин).
Чтобы лучше узнать о писателе, посмотрите презентацию «Жизнь и творчество Н.С.Лескова».
2.Определение жанра произведения.
- Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ.
Познакомьтесь с определением сказа на стр. 269.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды;
повествование с установкой на устную речь ( от слова «сказывать»), он близок по форме к народной легенде.
Лесков любил сказовую форму. Разговорная речь придает повествованию достоверность и убедительность. «…язык, которым написаны многие страницы моих произведений, сочинен не мною, а подслушан у мужика…», - признавался писатель.
- Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не одно и то же. В чем отличие сказа от сказки? (работа по слайду 9)
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили в сказе Лескова? (В сказе есть зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Есть повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним – такая ситуация встречается несколько раз. )
- С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)
3. Аналитическая работа с текстом.
Цель этапа: обучение стратегии чтения.
1.Словарная работа, вопросы к главе первой
-Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь?
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий. Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина.)
- Когда и где происходит действие сказа?
(Действие происходит в России и Англии вскоре после войны с Наполеоном; упоминается Венский конгресс 1814-1815гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон – исторический факт)
- Сообщение ученика о М.И.Платове.
Просмотр начала фильма «Левша»
- Обратимся к первой фразе произведения: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Казалось бы, рассказчик с большим почтением относиться к царю. Однако обратим внимание на слово «проездиться». Приставка «про» придает этому слову легковесность (ср. пробежать глазами книгу, прокатиться, прослезиться и пр.).
- Зачем автору понадобилось это слово? (Очевидно, для того, чтобы принизить фигуру царя, подчеркнуть его легкомыслие как государственного деятеля, придать его образу сатирические черты. Царь – победитель, участник европейских событий, вдруг решил «проездиться по Европе»).
- В сказе о левше много новых слов. Какие из них вы можете назвать?
Кунсткамера – собрание редкостей, музей.
Складень – складная икона.
2.Словарная работа, вопросы и задания к главе второй
Двухсестная (вм. двухместная) – соединение слов «двухместная» и «сесть».
Бюстры (вм. люстры ) – соединение слов «бюсты» и «люстры».
Валдахин (вм. балдахин).
Аболон Полведерский (вм. Аполлон Бельведерский) – известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане.
Буреметр (вм. Барометр) – соединение слов «барометр» и «буря».
1.Куда приглашен был царь англичанами?
2.Смогли ли англичане удивить русского императора?
3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их значение.
Ажидация – ожидание
Выдушил – выпил
Взахался
3.Словарная работа, вопросы и задания к главе третьей
Нимфозория – инфузория, т.е. диковинное
Керамиды – пирамиды
Дансе – танец
Мелкоскоп – микроскоп
Верояции – вариации
Просторечия: преламут, местится
-Обратимся к предложению: «у государя от военных дел сделалась меланхолия». Здесь автор соединил стилистически несоединимые слова: просторечие «сделалась» с книжным словом «меланхолия», которое обозначает пассивное состояние души человека, нежелание что-либо делать, беспричинную грусть. Эти несоединимые слова автор употребляет с целью подчеркнуть слабость и капризность характера императора.
- Чем удивили англичане императора России?
Просмотр фрагмента фильма «Левша»
4. Задание:
- Выпишите цитаты, характеризующие Александра 1 и Платова (Изображение Александра I и атамана Платова в 1-3 гл.)
Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения. Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова выборочным чтением. Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной нации.
Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
5.Вопросы и задания к главе четвертой
1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?
Найдите в тексте: «Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая».
2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?
Далее учитель может обратить внимание на начальную фразу отрывка – обращения царя к Платову, которая ассоциируется с характером обращения в народных сказках, а также в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Таким образом, можно продемонстрировать учащимся связь лесковского сказа с фольклором.
3.Какое поручение было дано царем Платову?
6.Вопросы и задания к главе пятой
1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал».
Можно использовать текст в начале главы: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом».
Итак, можно сделать вывод, что тульские мастера полны достоинства, а также уважения к своему и чужому труду. Следует обратить внимание учащихся и на окончание главы: « - Тонкой работы, - говорят, - мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».
V. Итоги.
- Что мы узнали сегодня на уроке?
VI. Д/З с.235-245
|