Вторник
14.05.2024
05:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Сорокиной Галины Евгеньевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [2]
Мероприятия [8]
уроки русского языка [3]
уроки литературы [6]
работы учеников [6]
ГИА 2014 по русскому языку [1]

Я в Интернете
http://www.proshkolu.ru/user/GS07111/ - прошколу http://www.uchportal.ru/index/1 - учительский портал sar-ped-ob.3dn.ru - Педагогическое общество России.

Статистика
Банк Интернет-портфолио учителей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » уроки литературы

Урок литературы "Некрасов Н.А. "Княгиня Трубецкая"
[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] 14.04.2013, 16:13

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области 

 

Подготовила: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

         

                                    Урок  литературы

                                             7 класс

 Тема урока: Н.А.Некрасов. Поэма «Княгиня Трубецкая»

                                  Тема рассчитана на два урока.

По  программе В.Я.Коровиной.

Цели и задачи:

- продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова(обзорно);

- познакомиться с историей создания поэмы "Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал;

- анализ поэмы.

Оборудование: презентация, текст поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины. Княгиня Трубецкая».

 

 

 

                                                                                 Пленительные образы!

                                                                                 Едва ли в истории какой-нибудь

                                                                                 страны вы что-нибудь

                                                                                 прекраснее встречали.

                                                                                 Их имена забыться не должны!

                                                                                                           Н.А.Некрасов.                                                                                                                                                                                                       

                                                 Ход урока.

I.Организационный момент.

Сообщение темы урока. (Слайд 2)

II. Сообщение целей и задач урока. (слайд 3 )

III. Чтение эпиграфа. (слайд 4)

- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов.

Помогать мне сегодня будут «биографы», «исследователи творчества поэта», «историки».

 IV. Проверка домашнего задания.

Словарная работа.(слайд 5)

Поэма, восстание, дворянство (дворянин), декабристы, самодержавие, крепостное право.

V. Работа по теме урока.

 1. Выступление «биографа».

Сообщение ученика о Н.А.Некрасове.

2.Выступление исследователей творчества Н.А.Некрасова. (слайд 15)

    Н.А.Некрасов свои первые стихи написал в семилетнем возрасте.  Они были посвящены матери.

      Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.

3.Слово учителя.

- Какова основная тема лирики Некрасова?

- Н.А. Некрасов воспевал в своих произведениях  волевые и мужественные  характеры, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме "Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: "Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и "Княгиня Волконская” (1873 г.).  Первоначально поэма была названа "Декабристки”.Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» было закончена 23 июля 1871 года.

 4. Выступление группы «историков». Восстание 1825г.»

Слово учителя:

Они преодолели :

- сопротивление собственной семьи;

- трудность получения официального разрешения;

      -сознательный отказ от привилегий;

- невозможность взять с собой детей.

«Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осуждённые мужья», - писал Ф.М. Достоевский.

Фотогалерея «Жёны декабристов»

Трубецкая Екатерина Ивановна.Слайд 20. 

  24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня Трубецкая. Эта выросшая в роскоши аристократка  последовала на каторгу и в ссылку за своим

осужденным мужем-декабристом С.П.Трубецким.            

Волконская Мария Николаевна .Слайд 21.

Вслед за Трубецкой из дома  Волконских на набережной  Мойки в Петербурге  выехала к мужу в   Нерчинские рудники  двадцатилетняя княгиня  Мария Николаевна Волконская, дочь известного    героя 1812 года  генерала Н.Н.Раевского.

Муравьева Александра Григорьевна. (Слайд 22-23.)

Через день после Волконской выехала к мужу в Сибирь Александра Григорьевна

Муравьева, дочь графа Г.И.Чернышева. А.С.Пушкин направил с нею в Сибирь два

послания: одно — декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое — 

лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И.Пущину.

 Александра Григорьевна Муравьева (урожденная Чернышева) происходила

 из знатной и богатой семьи Чернышевых.  В 1822 году она выходит замуж за

 Никиту Михайловича Муравьева,   принадлежавшего к  высокопоставленной и    просвещенной семье Муравьевых.  В 1826г. Муравьева разлучалась со   своими детьми, родителями и   сестрами, подписала жесткие  условия, согласно которым она теряла    дворянский титул, имущественные и    наследственные права, ей     запрещалось возвращаться в  европейскую Россию, а дети,  рожденные в Сибири, теряли право  ношения фамилии отца и становились   казенными крестьянами.

  

   -   И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е.П.Нарышкина (слайд 24),

Елизавета Петровна Нарышкина происходила из прославленного дворянского рода.

      Любовь к Отечеству и высокое понятие о чести передал детям отец Петр Петрович. Два его сына стали декабристами.

      Елизавету  приняли ко двору, она стала фрейлиной императрицы.  

       В 1824 году Елизавета Петровна вышла замуж за полковника Тарутинского пехотного полка Михаила Михайловича Нарышкина, человека светского, богатого и знатного.

   Фонвизина Наталья Дмитриевна (1803/05 —1869) (слайд 25) , родилась в дворянской семье. Жена М.А.Фонвизина, последовала за мужем в Сибирь. В юности Наталья  Дмитриевна пыталась бежать в монастырь.

 

  Давыдова Александра Ивановна  (1802 - 1895) (слайд 26) , жена Давыдова.

  Отец - губернский секретарь – Александр Иванович Потапов. Последовала в 1828 за мужем  в Сибирь.

 

   Ентальцева Александра Васильевна (1790 – 1858) (слайд 27) ,  приехала за мужем в Читинский острог в мае 1827, после его смерти ей была запрещено покинуть Сибирь , она осталась в Ялуторовске и получала на свое содержание на общем основании из казначейства 400 р. ассигнациями в год и по особому высочайшему повелению из Кабинета по 250 руб. асс. Это пособие (185 р. 70 коп. серебром ) было сохранено за ней пожизненно и по возвращении в Европейскую Россию после манифеста об амнистии 1856 года, жила затем в Москве, где и умерла.

 

    Юшневская Мария Казимировна (1790 - 1863) (слайд 28)  , дочь Казимира Павловича Круликовского, комиссионера при молдавской армии.
С 1812 года - жена А.П. Юшневского, последовала за мужем в Сибирь.
Письмом на имя А.X. Бенкендорфа она просила о разрешении следовать за мужем в Сибирь.

 

    Розен Анна Васильевна (1797-1883) (слайд 29)   .
Из дворянской семьи. Отец - директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский.
Дети: Евгений, Василий, Владимир, Андрей, Анна, Софья.

 По амнистии 1856 года детям возвращена фамилия и титул отца.

 

     Среди этих замечательных женщин, к примеру, были еще две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль (слайд 30) Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1876), француженка, последовавшая за  И.А. Анненковым в Сибирь и обвенчавшаяся 4 апреля 1828 с ним в Чите.
Родилась в Лотарингии, в замке Шампаньи, в семье офицера. Настоящие имя и фамилия - Жаннета Поль.

      После амнистии 1856 г. возвращается с мужем в европейскую Россию. Носила крест и браслет, сделанные из кандалов мужа .

 

  Камилла Ле-Дантю - Камилла Петровна(1808 - 1839) (слайд 31) , жена

В.П. Ивашева, прибывшая за ним в Петровский завод.
Француженка. Дочь гувернантки из семьи Ивашевых. Была тайно влюблена в будущего мужа, но смогла открыть чувства только после его осуждения. Сказала о своем увлечении матери; последняя, посовещавшись с матерью Ивашева и списавшись с самим Ивашевым, получила его согласие на брак.

 

 

 -  Деревенская изба в Благодатском руднике (слайд 32)

Из записок М.Волконской:

   «Она была до того тесна, что, когда я ложилась на полу на своем матраце, головой касалась стены, а ноги упирались в дверь.

    Печь дымила, и ее нельзя было топить, когда на дворе было ветрено; окна без стекол, их заменяла слюда».

-   Манифест о помиловании – (слайд 33)

    амнистия 1856 г. после смерти Николая I в связи с коронацией нового императора

   Александра II.

    Разрешение вернуться в европейскую Россию.

    Из 121 декабриста вернулись 19. Остальные остались в сибирской земле.

 

- В чём же причины обращения Некрасова к этой теме?  (Слайд 34)

6. Словарная работа.

- Что такое патриотизм, долг, обязанность? (Слайд 35)

- Почему жёны декабристов выполняют свой долг?

 Слово учителя. 

 -   Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».

         Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок.
Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

              Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

- Почему Некрасов написал о Трубецкой?

7. Справка об И.С.Лаваль.    (Слайд 36)

  - Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант И.С. Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого (Слайд 37).

 Накануне восстания он был назначен его «диктатором», т.е. руководителем восставших. Он не проявил себя во время восстания, но мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей. В 1826 году он был отправлен на каторжные работы в восточную Сибирь.

8. Выразительное чтение I части поэмы.

Составление плана поэмы. ( слайд 38)

1.Вступление.

2. Прощание с отцом.

(Характеристика героини: любящая дочь; бесстрашная, верная, любящая жена;

очень настойчивый и целеустремлённый человек,

понимающий трагизм своего положения.)

3. Трубецкая у губернатора.

4. Победа княгини и решение губернатора отправить её в Нерчинск.

5. Открытый финал.

9. Анализ сцены «Трубецкая у губернатора»

1. Выразительное чтение диалога Е.И. Трубецкой и губернатора.

2. Опишите внешность губернатора.

3. Какими словами  автор называет «почтенного генерала»? («старик эффектно замолчал», «упрямый старичок», «Старый генерал»)

4. Что хочет сказать этим автор?

5. Какие аргументы выдвигал генерал-губернатор , пытаясь убедить княгиню вернуться?

6. Из чего видно, что её решение бесповоротно?

7. Что говорит Трубецкая о светском обществе?

8. Что заставило губернатора уступить княгине?

9. Как словарь героини («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг») характеризуют её?

- Что вы можете сказать об отношении автора к ней?( поэт восхищается  поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу  в Сибирь.)

10. Характеристика княгини (Умна, критически оценивает современное  ей  дворянское  общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала.)

11. Характеристика генерала (Уважительный, почтительный к людям . Честно исполняет долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении  Княгини в Петербург.

12. На каком художественном приёме построена 2 часть поэмы? (антитеза)

13. Итак, какова тема и идея поэмы? (слайд 39)

(Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой.

Идея: 1. Восхищение подвигом жен декабристов.          В характерах жён декабристов проявились главные    качества русского женского национального      характера - самопожертвование, достоинство, терпение.

         Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным  боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.)

10. Подведение итогов.

1. Снова обратимся к эпиграфу нашего урока:   (слайд 40)                                                                                        Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны вы что-нибудь  прекраснее встречали.

 Их имена забыться не должны!

- В чём же суть этих слов? О ком идет речь?

 

- Задание: напишите сочинение-миниатюру «Подвиг любви и долга».

 

VI. Домашнее задание.  Прочитать «Размышления у парадного подъезда».

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Груздев А.И. Декабристский цикл Н.А. Некрасова. Л., 1976.
2.Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Сост. Н.И.Якушкин. М., 1987.

3..Золотарева И.В ,.Егорова Н.В . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва, «Вако» 2009.

4.Некрасов Н.А. Жизнь и творчество. Альбом.1955.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Категория: уроки литературы | Добавил: GS07111 | Теги: урок, Некрасов Н.А., литературы, Княгиня Трубецкая
Просмотров: 9068 | Загрузок: 561 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Галина Сорокина
IMG_7244.JPG

Поиск
IMG_7244.JPG

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
КАНИКУЛЫ!!!!!!!!!