Среда
15.05.2024
00:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Сорокиной Галины Евгеньевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [2]
Мероприятия [8]
уроки русского языка [3]
уроки литературы [6]
работы учеников [6]
ГИА 2014 по русскому языку [1]

Я в Интернете
http://www.proshkolu.ru/user/GS07111/ - прошколу http://www.uchportal.ru/index/1 - учительский портал sar-ped-ob.3dn.ru - Педагогическое общество России.

Статистика
Банк Интернет-портфолио учителей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » работы учеников

Исследовательский проект "Ай да фразеологизмы!"
[ Скачать с сервера (402.7 Kb) ] 28.03.2015, 11:16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

                                             средняя общеобразовательная школа

                                с.Чиганак Аркадакского района саратовской области

 

 

 

      Исследовательский

              проект

 

       «Ай да фразеологизмы!»

 

 

Авторы и участники проекта: учащиеся 7 класса

Руководитель: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2014-2015 уч.г од

 Актуальность реализованного проекта:

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах встала особенно остро, когда учащиеся 9 и 11-х классов стали сдавать ГИА и  ЕГЭ. Оказалось, многие из старшеклассников  с большим трудом находят фразеологические обороты, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в речь  подростков и обогатить её. Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Цель   проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

•         Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

•         выяснить источники происхождения фразеологизмов;

•         познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

•         составить свой словарь фразеологизмов в виде буклетов.

 

Гипотеза исследования:

Фразеологизмы - это крылатые выражения, которые произошли благодаря творчеству русского народа, русских писателей и творению других народов, других литератур.

 

Учебные вопросы:

- Откуда и как появились фразеологизмы?

- Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?

- Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?

План проведения проекта

1.Подготовительный (мотивационный)

- стартовая презентация;

- публикация учителя;

- определение уровня знаний о фразеологизмах;

- определение потребностей учащихся -"мозговой штурм";

- обсуждение проблемных вопросов;

- выбор тематики фразеологизмов каждым учащимся .

2. Основной этап:

- сбор и систематизация теоретического материала;

- выполнение и оформление буклетов;

3. Завершающий этап:

- защита проекта;

- оценка работ учителем;

- рефлексия;

- обсуждение результатов;

- итоговое тестирование.

 

Планируемые результаты

Речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, проникнутся в тайны истории и происхождения слов. После работы в проекте учащиеся смогут:

1.   Отличать фразеологические обороты от свободных словосочетаний

2.   Понимать значение фразеологизмов

3.   Узнавать фразеологизмы в литературных произведениях

4.   Работать со словарями русского языка

5.   Создавать тексты для публикации

6.   Изображать в рисунке значение фразеологизма

7.   Создавать творческие задания для участников

8.   Работать в команде над решением одной проблемы

9.   Планировать и реализовывать проектную деятельность

10.                     Устанавливать связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

 

 

 

 Полученные результаты:

Создано 7 буклетов.

Учащиеся  узнали значение понятия «фразеологизм», познакомились с  фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами, с источниками фразеологизмов русского языка, разнообразием фразеологических словарей, историей происхождения многих фразеологизмов.

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей как русских так и зарубежных, трудам русских учёных.

 

 

 

 

 Ресурсы, задействованные для реализации проекта:

1.«Учебный фразеологический словарь русского языка» Быстрова Е.А. и др.

2. Фёдоров  А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008.

3.   Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

4.  http://www.bigstockphoto.com/ru/image-19540097/stock-photo-a-bible-ope…

5. http://astersoft.net/articles/page586/

6. http://eva.ru/kids/contest/contest-result-nom-2.xhtml?contestId=2433

7. http://zhukvesti.info/articles/tag/?PAGEN_1=521&PAGEN_2=4

8. http://minusovki.kiev.ua/stati/vocal/page/2/

9. http://otvet.mail.ru/question/64580516

10. http://masterotvetov.com/semejnaja-zhizn/80454-kak-najti-obshhij-jazyk…\

11.http://www.kino-teatr.ru/teatr/press/y2012/9-25/2744/

12. http://pogovorka.com/dva-sapoga-para/

13. http://kroha.klasna.com/ru/site/stranichka-dlya-liuboznat.html

14. http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/uvlekatelnoe_jazykoznanie/fonetika_…

 

            

 

                          

                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклеты учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области

                    

             ПРОЕКТ

   Фразеологизмы-

      антонимы.

 

Подготовила: Уколова Ирина, ученица 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

          2014-2015 уч.год

Фразеологические антонимы – фразеологические обороты с противоположными значениями. Возникновение обусловлено потребностями общества в оживлении  речи и для придания ей каламбурного звучания.

Хоть пруд пруди - кот наплакал

Хоть пруд пруди - это значит очень много.

Кот наплакал - очень мало.

                 

Пример: У самих хлеба - кот наплакал, а ты его... кормишь каждый день (Шолохов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Засучив рукава - спустя рукава

 

Засучив рукава - не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично работать.

        

 

Пример: Все дружно, засучив рукава, принялись за дело, и вскоре работа была выполнена.

 

Спустя рукава - работать плохо, халатно.

 

Пример: Петя работал спустя рукава, не посадил  ни одной лунки капусты.

 

 

Сложа руки - не покладая рук

 

Сложа руки – значит, ничего ни делать, бездельничать.

 

Пример: Отдыхать – это вовсе не значит, что нужно сидеть  сложа руки.

 

 

                  МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области

 

        ПРОЕКТ

Фразеологизмы -  синонимы.

 

 

 

Подготовила: Уколова Ирина, ученица 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

          2014-2015 уч.год

 

 

Вешать лапшу на уши - пускать пыль в глаза.

 

Вешать лапшу на уши – пытаться убедить кого-либо в чем-либо путём обмана.

 

 

Пример: Вася на вешал маме лапшу на уши, сказал, что сделал домашние задание.

 

Пускать пыль в глаза – хвастаться, набивать себе цену.

 

Пример: Петрушка пустил Григорию пыль в глаза тем, что он бывал в Костроме, Ярославле, Нижнем и даже в Москве; Григорий же осадил его сразу Петербургом, в котором Петрушка не был. ( Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).

 

Ума палата – семи пядей во лбу.

 

Ума палат - В старорусском языке словом «палата» называли большое просторное помещение в каменном доме. Позже «палатой» стали называть учреждения внутри больших строений, например, Грановитая палата, Оружейная палата. Так же, в палатах проводились совещания, «думы», где бояре «думали думу государеву».   Именно поэтому про человека великого ума, равного по умственным способностям нескольким мудрецами, говорили, что у него «ума палата». Сегодня же это выражение имеет некий налет иронии: так часто говорят о глупых людях, не отличающихся большим умом.

 

Пример: И в каждом цветке...

надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока

уловишь логику построения, выведешь законы их сочетаний.

Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить (П. Кончаловский).

 

Семи пядей во лбу - Так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму. Употребляя это выражение, мы, конечно, не задумываемся о том, что точности оно обозначает. «Пядь», или «четверть», - старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами на один метр двадцать шесть сантиметров.

 

Пример: Гении-то, люди семи пядей во лбу, не часто в жизни встречаются. (В. Тендряков.)

 

Два сапога – одного поля ягоды.

 

Два сапога - (иноск.) - один к другому подходят, один другого стоит (о согласии).

 

 

Пример: Так мы их понимаем, как есть они во всей здешней округе самый вредный господин-с. Теперича, ежели взять их, да еще господина Аппетова, так это именно можно сказать: два сапога - пара-с!

 

Одного поля ягоды - очень похожи, имеют много общего.

Пример: Мери гораздо более приходится под лад князю; они оба одного поля ягоды; и читатель чувствует, что рано или поздно они должны сойтись, хоть бы то было на развалинах счастья Маши. (И. С. Тургенев).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразеологизмы-омонимы.

 

Пусть петуха – означает фальшиво произвести мелодию.

 

Пустить петуха – это поджечь что-то.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протянуть руку помощи – помочь, оказать содействие , поддержку, ободрить.

        

Пример: Полярные зимовки, горные восхождения , групповые виды спорта показали, какую большую роль для достижения успеха играют хорошие отношения между людьми, взаимное уважение, готовность протянуть руку помощи товарищу, умение приноравливаться к его особенностям (Ф. Горбов).

 

 

 

 

 

Находить общий язык – добиваться, достигать полного взаимопонимания .

      

        

 

Пример: – я редко видел отца - , и особенно теперь- в войну , но мы всегда находили с ним общий язык и в больших делах и в малых (С. Баруздин).

 

 

 

 

 

                   МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

     ПРОЕКТ

  Фразеологизмы,

     отражающие действия, поступки, поведение человека.

Подготовил: Авилкин Дмитрий,

                      ученик 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель   русского языка и литературы

            

                  2014-2015 уч. год

 

                   МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

 

   

          ПРОЕКТ

«Положительная

 характеристика

      человека»

Подготовил: Авилкин Дмитрий,

                      ученик 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель   русского языка и литературы

 

 

 

               2014 -2015 уч. г.

 

 

Брать быка за рога (разг.) – начинать действовать  энергично, сразу и с самого главного.

          

Пример: Без всяких попыток смягчить сказанное, Корней Иванович (Чуковский) ругал статью: начало  скучнейшее…  Разве можно так начинать? Надо сразу брать быка за рога!

 

Вкладывать душу – все свои усилия, старания, способности направлять на что –либо, целиком отдавать себя чему – либо.

Пример: только тот, кто вкладывает душу, может стать хорошим специалистом.

 

Держать в руках – не давать кому – либо воли; сдерживать, не представлять свободы в поступках, действиях, в проявлении  чувств.

      

Пример:  … однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! (А. Чехов)

 

 

Литература:

1.«Учебный фразеологический словарь русского языка»Быстрова Е.А. и др.

2.Интернет-ресурсы

 

   

Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обманывать кого-либо.

        

Пример: Он не мог без насилия над собой представить, что такого человека можно было обмануть. Обвести вокруг пальца… (К. Симонов)

 

 

Гнаться за двумя зайцами – пытаться достичь двух различных  целей, выполнять два разных дела.

Пример: Не гонись за двумя зайцами! Сделай сначала одно, а потом принимайся за другое.

 

 

 

Повысить голос – начинать говорить громче, с раздражением.

       

Пример: В то же время Валерьян Сергеевич (директор школы) был очень душевным и добрым человеком. Он никогда не повышал голоса и говорил тихо, даже если делал внушение.

 

 

 

 

 

                   МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

    

      ПРОЕКТ

  «Фразеологизмы,

    отражающие действия, поступки, поведение человека»

Подготовил: Авилкин Дмитрий,

                      ученик 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель   русского языка и литературы

                     

                        

                             2014-2015 уч. год

 

                   МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

 

 

         ПРОЕКТ

                 «Отрицательная характеристика

       человека»

Подготовил: Авилкин Дмитрий,

                      ученик 7 класса

Учитель: Сорокина Г.Е., учитель   русского языка и литературы

 

 

 

                    2014-2015 уч. год

 

 

 

Вставлять палки в колеса – намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

         

Пример: Знаю – верят в меня еще в этом колхозе. Поэтому и пришел к вам. Но есть и такие, кто вставляет мне палки в колеса (В. Тендряков).

 

Задирать нос – зазнаваться, важничать.

      

Пример: Он занял первое место в районных соревнованиях и задрал нос.

Заблудится  в трех соснах – не суметь разобраться в чем- либо простом; не найти выход из самого простого затруднения.

                  

Пример: Ничего-то он не знает , ничего не понимает, ни во что не верит , может заблудится в трех соснах.

Литература:

1.«Учебный фразеологический словарь русского языка»Быстрова Е.А. и др.

2.Интернет-ресурсы

 

                   МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

 

              

Проект                «Фразеологизмы, пришедшие из  мифов»

 

 

Выполнил: Селезнев Артём, ученик 7 класса

Учитель: Г.Е.Сорокина

 

 

               2014-2015 уч.год

Ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место. Пример: Софья Васильевна вполголоса горестно и доверчиво пожаловалась Павлу: «Вовка-это у нас ахиллесова пята. Учиться не хочет».

 

Яблоко раздора – причина спора, вражды. Пример:  У Максима Андреевича и Владислава Викторовича возникло яблоко раздора из-за финансовых дел.

 

Пиррова победа – это «сомнительная победа, победа, которая не оправдывает понесённых жертв».

Происхождение: В 279г. до н. э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.

 

         При царе Горохе.

Выражение употребляется в значении «очень давно, в древности». Происхождение: В одной из русских народных сказок говорится так «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь Горох».

Имя царя Гороха произносят иронически, с полным недоверием к тому, что происходило в его правление.

 

            Колесо Фортуны.

Происхождение: Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить.

Шар или колесо символизируют шаткость, ненадёжность, постоянную изменчивость Фортуны.

 

                  Рог изобилия.

Рог изобилия – это символ богатства. Происхождение: В мифах древней Эллады рассказывается о козе Амалфее, вскормившей своим молоком младенца Зевса. Однажды эта коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Этот рог подобрала нимфа, обернула его листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Впоследствии Зевс подарил рог козы Амалфеи воспитавшим его нимфам, пообещав, что бы они ни пожелали, прольётся им из этого рога.

                                    

              Парфянская стрела.

Парфянская стрела - означает «находчивый довод, приберегаемый к концу спора и приводящий собеседника в замешательство».

Происхождение: Парфяне славились как меткие стрелки. В сражении они часто прибегали к хитроумному приёму. Притворно обращались к бегству, когда же противник терял бдительность, парфянские войны поворачивались лицом к неприятелю и, осыпая его градом стрел, одерживали победу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             МБОУ-СОШ с.Чиганак

Аркадакского района Саратовской области        

 

   Проект               

«Фразеологизмы, пришедшие из Библии»

 

Выполнил: Селезнев Артём, ученик 7 класса

Учитель: Г.Е.Сорокина

 

               2014-2015 уч.год

 

Внести свою лептупро человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие. Пример: Наш класс внёс посильную лепту в акцию «Живи, лес».

 

Зарыть талант в землюо человеке, не развивающем свои природные способности. Пример:  Моя сестра могла стать хорошим врачом, если бы не зарыла талант в землю.

         

         Козёл отпущения.

Козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину. Происхождение: В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козёл изгонялся в пустыню.

                                 

 

         

 

 

 

Манна небеснаянеожиданная удача, чудесная помощь. Пример:  Манна небесная свалилась на нас во время решающего матча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: работы учеников | Добавил: sorokina | Теги: Фразеологизмы русского языка
Просмотров: 2626 | Загрузок: 103 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 ppu-pro_tig  
0
Наша бригада искусных мастеров находится в готовности выдвинуть вам прогрессивные методы, которые не только предоставят устойчивую охрану от зимы, но и подарят вашему собственности современный вид.
Мы функционируем с новыми материалами, утверждая долгий срок службы службы и замечательные результаты. Изолирование наружных стен – это не только сокращение расходов на обогреве, но и забота о экологии. Сберегательные технологические решения, какие мы используем, способствуют не только вашему, но и сохранению природных ресурсов.
Самое основополагающее: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление стен дома снаружи цена</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое изменит ваш хаус в истинный душевный локал с небольшими расходами.
Наши труды – это не всего лишь изоляция, это разработка пространства, в где каждый член преломляет ваш собственный модель. Мы берем во внимание все твои пожелания, чтобы воплотить ваш дом еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте дела о своем ларце на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш помещение не только более теплым, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших работах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в пределы удобства и качества.

1 ppu-prof_ka  
0
Наша бригада профессиональных исполнителей находится в готовности предлагать вам актуальные методы, которые не только предоставят надежную безопасность от холодных воздействий, но и подарят вашему жилищу трендовый вид.
Мы эксплуатируем с новыми материалами, утверждая постоянный продолжительность эксплуатации и выдающиеся результирующие показатели. Теплоизоляция фасада – это не только экономия энергии на подогреве, но и внимание о природной среде. Экономичные технологические решения, какие мы используем, способствуют не только жилищу, но и сохранению природных ресурсов.
Самое ключевое: <a href=https://ppu-prof.ru/>Сколько стоит утепление фасада дома</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это бюджетное решение, которое изменит ваш помещение в настоящий тепловой локал с минимальными расходами.
Наши проекты – это не только изолирование, это создание пространства, в где каждый деталь преломляет ваш личный манеру. Мы берем во внимание все ваши пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте заботу о своем обители на потом! Обращайтесь к исполнителям, и мы сделаем ваш домик не только уютнее, но и модернизированным. Заинтересовались? Подробнее о наших работах вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в обитель удобства и качественной работы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Галина Сорокина
IMG_7244.JPG

Поиск
IMG_7244.JPG

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
КАНИКУЛЫ!!!!!!!!!