В современном мире недостаточно просто много знать, чтобы добиться успеха. В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования, так как дети, которых мы обучаем сейчас, должны показать результаты в будущем, в быстро меняющемся мире.
Анализ проверочных работ показал, что основные трудности, с которыми столкнулись ученики, снизившие свои отметки, как раз и основывался на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании, или не понимали главное в прочитанном тексте (не вникали). Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается, не смотря на усилия и старания учителя, тем, что у них слабо сформирована читательская грамотность. На это есть и объективные причины: низкая скорость чтения, слабые воображение и память, неусидчивость самих учеников.
Расскажу о приемах, которые применяю. Они не новы и достаточно апробированы. Но на уроках позволяют достичь желаемого результата, да и детям нравятся.
Задание2. Произвести морфемный, морфологический , синтаксический разборы.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Приём «Составь слово»
Можно провести в начале урока как самоопределение к деятельности.
От глагола притаился взять приставку,
от тащить – корень, от возить – суффикс, от пел - суффикс прошедшего времени, от носился - суффикс возвратности.
(при тащ и л ся)
1.Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.
-л-
2.Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, рой?
Задание 3. Поставьте знак ударения в словах.
Задание: прочитайте текст и выпишите в исправленном виде слова, в которых женщина допустила ошибки в ударении.
Пожилой врач, подал женщине знак рукой, и она расположилась в кресле.
- Что вас беспокоит? - задал он вопрос.
- Я работаю в пекарне и люблю поба́ловать себя деликатесами: груше́вым желе, сливо́вым вареньем, торта́ми с кедровыми орехами, кешью́ и арахисом. Все эти радости приносят мне неска́занное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта - стать танцовщи́цей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть лёгкий суп, овощи (например, свеклу́), похудеть и стать красиве́е. Хороший результат должен обле́гчить мою жизнь. Однако вчера вечером моё намере́ние потерпело фиаско….
(это приём для формирования грамотного произношения. 8 кл.)
Во второй части задания ВПР необходимо использовать ключевые умения работы с текстом: определить основную мысль, определить микротему абзаца.
Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитию читательской грамотности способствуют задания 8-12 ВПР по русскому языку.
Задания 8,9.
Работа с текстом упр. 74.
1.Выпишите в тетрадь ключевые слова (они выделены жирным шрифтом).
2.Пользуясь ключевыми словами, расскажите о правилах этикета для молодых дворян.
3.Упр.75.
Составить требования к поведению подростков
Языковая грамотность – совокупность особенностей речевого поведения. Предполагает навык грамотного письма, способность создавать письменные тексты разных типов, владение диалогической устной речью и монологической речью.
Задание 11. Найти слово по его лексическому значению.
При изучении темы «Слово и его лексическое значение» в 5 классе есть упражнение «Разгадайте кроссворд», используя лексические толкования слов. Так ребята понимают, что не так просто угадывать слова по их значению. Вспомнили и телевизионную игру «Поле чудес». Вывод: нужно расширять свой словарный запас. На дом было задание: составить свой кроссворд на любую выбранную тему.
Задание 12. Также связано с темой «Лексика».
Например, при изучении лексики по теме «Фразеологизмы» предлагаю следующее задание.
Объясните значение фразеологизмов «водить за нос», «посадить в калошу», «вставлять палки в колеса» и запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
На уроках литературы:
- в конце урока написать мини-сочинение «Равнодушие. Что это?»(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»). Если класс слабый , то такое задание нужно дать после озвучивания вывода ;
- составить синквейн, даймонд;
- составить свои вопросы к прочитанной сказке. Этот прием заставляет ребенка анализировать текст, просчитывать, легко или трудно будет дать ответ .
Где брать задания на формирование функциональной грамотности школьников?
Разрабатывать задания с нуля не придется, существуют авторитетные ресурсы с готовыми заданиями на формирование функциональной грамотности школьников.
Бесплатные ресурсы, не требующие регистрации
Банк заданий Института стратегии развития образования РАН — задания по различным видам функциональной грамотности в PDF-формате с комментариями для преподавателя.
Открытые задания PISA на сайте Федерального института оценки качества образования — здесь есть ссылки на реальные задания тестирования для решения в онлайн-формате, поэтому их можно вывести на проектор или интерактивную доску.
Ресурсы, требующие регистрации
Банк заданий для оценки функциональной грамотности от РЭШ — здесь представлены готовые варианты тестирований по функциональной грамотности для учеников 8-9 классов; ресурс бесплатный.
Банк заданий издательства «Просвещение» — платформа с качественными и красочными заданиями, к каждому из них есть методическая карточка для учителя; ресурс платный, но есть тестовый период.
Использованная литература:
1.Генкин В.М., Слесарева Т.П. РИТОРИКА / Методические рекомендации Модуль 2 //Основы искусства речи Витебск ВГУ имени П.М.Машерова УДК 808(075.8) ББК 83.70я73 Г34 Печатается по решению ...» С.2.
2.Конасова Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы// Технологии оценивания образовательных результатов/ Методическое пособие, СПб, 2012.
3. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007.
4.Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. //Электронный ресурс: http://www.inform.kz/rus/article/2478586.
5.Решу ВПР // Электронный ресурс.
|